ankasun (ankasun) wrote,
ankasun
ankasun

Яхтинг 2015. Обучение. День второй. Пасмурный. Первый выход в море

Первая ночь на яхте. Яхта - это маленький дом. Уютный дом, где есть всё и всё под рукой. Спать в маленькой каюте было отлично. Только звуки...
Темно. Глаза закрыты. И слышен скрип. Постоянный скрип лодок борт о борт через кранцы. Временами этот скрип был похож на храп. Дуновение ветра и звон бегущего такелажа о краспицы мачты. Кто-то плохо натянул фалы и они гуляют под ветром. И бегущая под днищем яхты вода. Иногда она так булькала, будто проникала через маленькое отверстие, как если бы в бутылку с узким горлышком набирать воды из ведра. Надеюсь, в яхте нет дыр :) Легкая качка быстро усыпила.

Среди ночи я проснулась от странного тяжелого скрипа и глухих ударов. Вышла на улицу. Темно. На причале стоит накрытый велосипед, приглушая свет от сервисной колонки - единственный ближайший огонек. И замечаю, что эти звуки издает трапик, ерзая по плитке причала. Он потихоньку съезжает, ударяясь о колонку, куда подключено электропитание нашей яхты. Ну может до утра еще простоит. Отравляюсь спать. И только заснула, как происходит громкий удар о воду, который должен был разбудить всех. Похоже, трапик мы потеряли. Бужу Олега. Он нехотя выходит и проверяет. Трапик одной стороной крепко стоит ножкой в специальном отверстии яхты, а другой - плавает в воде.
- Не потеряем, пошли спать, утром разберемся, - сказал Олег.

Под утро. Ветер усиливается. Я проснулась почитать правила МППСС на мобильном. И слышу, как капли капают на палубу, и ветром их несет через люк нашей каюты на сумку с фотоаппаратом. Встаю, закрываю и проверяю остальные. Открыт большой люк в потолке, а под ним открытая книга правил МППСС. Галя вечером читала и оставила ее на столе. Немного намокла. Ей здесь не место, положим на штурманский столик.

Второй день начался. Воскресенье, 20 сентября 2015 года, Черногория, Бар, марина. Утро на яхте. Мы чуть не потеряли трапик и намочили книгу инструктора :)


Спать уже не хотелось. Душ на яхте. Поставлен чайник. Хочу кофе с печенькой. Читать правила надоело. Всё-равно не запоминаются сложные формулировки. Вычленить важное - да там всё важно :) Инструктор нам еще не провел экскурс по яхте, а мне больше это интересно. Поэтому прогуляемся по палубе Мур-Мур.


Наш упавший трапик. Частично в воде. Попыталась поставить одна - не получилось. Тяжеленький.


Кокпит - место, где хорошо посидеть утром за чашкой кофе, вечером за бокалом белого вина и конечно же во время плавания лучше находиться здесь, рядом с рулевым. А еще лучше самим стоять за штурвалом :)




Лебедки - самая фотографируемая часть парусной яхты. Без фото лебедок не обходится ни одно путешествие на яхте :) Лебедки помогают выбирать концы шкотов и фалов. В ручную это делать сложно, а с их помощью можно хорошо натянуть парус.


Снова лебедка. И далее стопора, через которые протянуты тросы. С помощью стопоров фиксируют веревки под нагрузкой. Так они никуда не убегут.


В районе рубки. Держась за ванты и хорошо натянутые стаксель-шкоты, идем на бак - часть судна от мачты до носа. Рассвет :)


Рядом с нами расположилась яхта Виктория. Она больше Мурки.


Стоим очень близко друг к другу. Единственное, что защищает яхты от трения борт о борт, - это кранцы - резиновые шары и цилиндры, надутые воздухом. Именно их скрип хорошо слышно ночью. Имеют свойство при сильной нагрузке лопаться. Стоят не дешево - 30 евро вот за такой белый с синем, как на фото. Бывают встречаются с браком. А еще встречаются в бархатных чехлах цветов королевского синего или красного бархата - выглядит шикарно.


А так выглядит нос яхты Виктория. По периметру всей яхты стоят леерные стойки, через них горизонтально протянуты леера. Держаться за них во время передвижения по палубе не рекомендуется, поэтому и говорят держаться за ванты (расположены по средине корпуса яхты и тянутся к топу мачты). На носу и корме леера переходят в рейлинги - жесткую металлоконструкцию, вот за нее еще хорошо держаться. На леерах можно сушить вещи и желательно это делать ближе к носу, если стоите в марине. На ходу сушить вещи на леерах не стоит - это неэстетично, да и улететь могут с порывом ветра. И не очень эстетично выглядит сушка белье на леерах, даже если вы стоите в марине. Нет! Тем более, если стоите в марине :) Представила себе развивающееся на леерах труселя :) Учитывая повышенную влажность ночами, все вещи быстро сохнут и в каюте, а оставив их на просушку на ночь, утром будете вытираться мокрым полотенцем. Кто-то с яхты Виктория так и будет делать, утренний дождик то прошел :)


С носа яхты открывается шикарный вид на рассвет. Восходящее из-за гор солнце пытается пробиться сквозь утренние тучи. И вид на не менее шикарные моторки, которые любят поругаться, если сесть на их муринги :)


А что у нас есть на носу яхты? Конечно якорь. Только вот я раньше не знала, что в маринах яхты чаще стоят не на якоре. Поэтому была удивлена, увидев его поднятым на носу. Нос яхты держится на мурингах. Эта та самая грязная работенка, которая нас еще ждет. Муринг - мертвый якорь, тяжелая бетонная плита на дне марины, к которой привязан прочный канат. При швартовке к причалу, этот канат вытаскивается из воды и выносится на нос, где крепится на носовую утку яхты. Мы еще столкнемся с тем, что на мурингах часто любят поселяться всякие морские гадости и острые ракушки. И для этого как раз и нужны перчатки. Чуть позже от инструктора мы узнаем, что такой якорь называется дельта.


Чуть выше якоря мы видим барабан с канатом - это закрутка стакселя - переднего паруса. Белый канат уходит в корму, в лебедки стаксель-шкота, откуда удобно ставить парус и убирать его, не выходя на нос. И еще выше - форштаг, на который закручен стаксель.


Ну и конечно же грот - главный парус любой яхты. Наш грот удобно расположился в лейзи-бег - специальной сумке для паруса, которая закрывается на молнию и оберегает его от повреждений во время не использования паруса. Лежит парус на гике с надписью яхтенной школы :) А гик - самая опасная штука на яхте для высоких людей, а иногда и для таких как я в полтора метра. В общем ни одну шишку можно набить об эту палку. Только на Мурке гик был установлен довольно высоко и можно было не беспокоиться даже Олегу.


Основание мачты - шпор.


Вверх мачты - топ. И краспицы - распорки между мачтой и стоячим такелажем (вантами). А погода то не улучшается.


И снова возвращаемся к корме. Перед нами нактоуз - тумба со штурвалом, компасом, чартплоттером (картплоттер) и другим навигационным оборудованием.


Мы долго думали, для чего под навигационным оборудованием сделана конструкция с тремя круглыми отверстиями, пока не поставили туда пепельницу из-под жесть банки пива по совету инструктора :)


Ну и какая же яхта без компаса. Грех было не посмотреть на это устройство и что оно нам показывает. Даже когда яхта стоит в марине, она имеет курс. Компасный курс нашей Мурки в марине Бара ровно 70 градусов :)


Пока я гуляла по яхте, капитан Галина проснулась. Она и не заметила, что за ночь трапик упал. А может и заметила, только вида не подала. Уж больно ее удивление было наигранным :) Зубрит правила МППСС :) А я устала быть зубрилкой в школе и университете, побуду немного троечницей :)


И Олег проснулся. Одним движением он поставил трапик на причал. Курить то надо как-то выходить :) На яхте это делать запретили. А трапик теперь упирается в сервисную колонку, в которую подключено электричество для яхты и наш желтый шланг для воды.


Мы проснулись задолго до прихода инструктора, в 7 утра спать не мог уже никто. Первый день обучения. Легкий завтрак в кокпите. Просыпается и экипаж Виктории. Всем проходящим по причалу мимо Мурки: "Доброе утро!"


И ровно в 8:30, как и обещал, появляется инструктор Олег. С его появлением быстро допиваем кофе, доедаем бутерброды и печенье. И выслушиваем первое задание на сегодня.

Каждое утро экипажа яхты должно начинаться с того, что все деревянные части стен, полы и туалет должны быть вымыты. При этом в своих каютах можно и не мыть - это сугубо дело каждого. В руки по тряпке и пошли протирать переборки и пайолы. И про гальюн не забываем - он должен быть белым и сверкать чистотой :)

После уборки инструктор предложил пойти в ресторан "Турист", там позавтракать и за одно обсудить правила. Погода портилась и снова дождь пошел.


Видео.


Еле успеваем за быстрым шагом Олега Самойлова :)


Когда мы разместились в ресторане "Турист", пошел ливень. Я со своим Олегом заказали бутерброды с тунцом и картофелем фри на двоих. Олег инструктор - блины. Галина - не помню что. И конечно еще кофе. Какими блюда были на вкус не помню, так как язык был больше занят правилами, чем едой, и уже не вспомнит вкус тающих тостов с тунцом.


Первые правила, которые выпали мне, носят общий характер: применение, ответственность, определения. Важно понять, что считается судном на ходу и что ответственность за происшествие на яхте несет не только капитан, но и судно, и экипаж, и владелец судна, даже если он ни разу не ходил на этой яхте. Это стоит запомнить.

Галина сверкала феноменальной памятью, рассказывая правила 8, 9 и 10, выученные наизусть, при закрытой книге. Вау, молодец! А мы с Олегом немного читали. Хотя нет, местами много читали :) Правила я до поездки прочитала всего раз. Сложные формулировки запомнить нереально. Зато тесты по МППСС - проще простого, как дважды два. Поэтому вопрос первый - почему школа не сделает тесты по правилам, как при сдаче экзамена на водительские права. Так можно охватить больший участок правил и обучающийся не запутается в нужных и ненужных словах. Как говорится буков много, а суть сводится к четырем словам - на примере правила 2 "Ответственность", полная формулировка:
"а) Ничто в настоящих Правилах не может освободить ни судно, ни его владельца, ни капитана, ни экипаж от ответственности за последствия, могущие произойти от невыполнения этих Правил, или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или особыми обстоятельствами данного случая."
На экзамене попадется вопрос "Ответственность. Правило 2". А ответ сведется всего к четырем словам - судно, капитан, экипаж, владелец :)

С этой темой и завтраком закончили. Делим следующие правила по-братски и возвращаемся на яхту слушать погоду.

Погода - одно из важных условий выхода в море. При этом стандартные показатели погоды - температура и осадки в яхтинге играют второстепенную роль. Важно обращать внимание на ветер и волнение. От направления ветра будет зависеть сколько топлива можно сэкономить, поставив паруса. От силы ветра и порывов - насколько опасно выходить в море. Оказалось, что учебные яхты могут выходить в море при ветре до 12 узлов. И волнение. От высоты волн зависит то, насколько яхту будет качать, а следовательно, как эту качку выдержит экипаж и пассажиры.

Начало приема информации о погоде идет на 16 канале УКВ-радиостанции. Погода транслируется в 10:50, 16:20 и 22:50. После анонса на 16 канале, переключаемся на 24-й и пытаемся что-то понять. Трансляция в Черногории идет на сербском и английском. В Баре связь ужасная - даже сделав запись на диктофон и после 10-го раза не разберешь, что там говорилось. Поэтому есть альтернативные источники погоды. Один из них - офис марины. Только там нам дали погоду трехдневной давности - шикарно :) Поэтому лучшим источником погоды остается интернет. Сейчас многие марины оборудованы wi-fi, ну или в ближайшем ресторане можно найти интернет. И тут важно знать, какие сайты смотреть и что там смотреть. Привычные нам гисметео, яху везер и иже с ними не подходят. Сайты погоды по Черногории и Италии для яхтсменов:
хорватский http://prognoza.hr/nauticari/MGJ_44_en.gif - Бар, координаты 42.00N 18.99E.
черногорский http://www.pomorstvo.me/eng/index.php/meteo - то, что как раз и передается на 24 канале.
итальянский http://www.lamma.rete.toscana.it/en/wind-sea-model - отлично видно волнение, порывы и скорость ветра. Для района плавания Бар-Бриндизи надо выбрать ADR-MER.

И до обеда мы еще успеваем изучить внутренности яхты и пройтись по технике безопасности. А это уже более интересно :)


Техника безопасности свелась к двум основным моментам: действия во время пожара и действия во время затопления. Писать подробно не буду. Хотя стоит отметить, что покидать судно во время затопления стоит тогда, когда вода накроет плиту на камбузе и вы не сможете себе подогреть чаю :) А при пожаре не стоит открывать отсек с двигателем, достаточно через специальное отверстие направить огнетушитель на источник пожара и погасить его. Только если брать лодку в чартер, надо удостовериться в наличии и исправности всех огнетушителей, пиротехники, спасательного плота, спасательных жилетов.

И дальше начнем с лага - прибора для измерения скорости движения судна. Вертушка лага расположена в днище судна и, когда инструктор вытащил прибор, из образованного отверстия хлынула вода. Но это некритично, отверстие можно временно закрыть заглушкой. Вертушку лага желательно проверять раз в неделю. На ней могут поселяться всякие морские гады, как в нашем случае какие-то белые червячки. Промывать лаг можно с помощью ферри. Часто на форумах можно встретить сообщения, что лаг в случае выхода из строя можно заменить на GPS, а как по мне, то GPS немного привирает скорость.


Продолжим водяными помпами. Данное оборудование можно было найти за спинкой дивана. Помпы - это целые водяные системы, позволяющие принудительно перекачивать воду по трубопроводам к месту назначения, например за борт. Нажал на кнопочку и помпа выкачала всю воду, которая успела накопиться, например, во время принятия душа. Здесь также можно переключить водяной бак с носа на корму или обратно. На Beneteau Oceanis 34 есть два бака для пресной воды общим объемом в 290 литров. Нам для четырехдневного перехода по побережью Черногории от Бара до Котора (забегаю наперед) и обратно на 4 человека хватило и одного бака, вода в котором закончилась уже при сдаче яхты.


Посмотрим еще, что есть в рундуках. И находим запас воды, два огнетушителя и настольную лампу. А мы еще думали для чего отверстие на столике в кокпите. Оказывается для этой лампы. И не сидели бы мы на потемках. Но лампу так ни разу и не поставили. В маринах на причалах обычно достаточно света. И не за чем светиться, распивая в кокпите белое сухое македонское, а то слетятся все с причала, как ночные мотыльки на свет :)


Зайдем в нашу каюту и посмотрим, что там у нас за переключатели такие. Из всего только якорь запомнила :) Там картинка якоря нарисована. Остальные связаны с аккумуляторами, двигателем, освещением на яхте и находятся в положении включено. Вот честно, не помню. Кто знает, подскажите, зачем эти переключатели.


Обязательно изучим двигатель. Самойлов:
- И так, ежедневная проверка двигателя. Капитан каждое утро, почистив зубы, проверяет движок.


И без видео тут не обойтись :)


Двигатель у Мурки Yanmar мощностью в 21 л.с. Он дает скорость 4,5 узла при 2000 об/мин, 5,4 узла при 2500 об/мин, 6,3 узла при 3000 об/мин и более 7 узлов на предельных оборотах в 3600 об/мин. Нам разрешат идти на скорости не более 5 узлов и до 2500 оборотов в минуту. Вывод, что же проверяет капитан в двигателе - масло, ремни, антифриз.

Не забудем зайти в гальюн и найдем кингстоны. Самая глупая причина затопления судна - через гальюн. Поэтому при выходе в море обязательно надо закрывать кингстоны - запорные клапаны, через которые поступает забортная вода к умывальнику, для охлаждения двигателя и промывки гальюна. Кингстон должен быть открыт только во время пользования водой. При чартере и выходе в море необходимо найти все клапаны, которые могут быть во всех туалетах и в камбузе. Видишь умывальник, значит там должен быть кингстон :)


Посмотрим, что у нас в штурманском столике. Куча бумаг, инструменты для прокладки на карте и желтенький компас-пеленгатор. Погрузить еще словом пеленг? Ладно, не буду, всё еще впереди :)


Ну и не забудем залезть во все потайные места яхты - рундуки под спинками и сидениями диванов. А там и пиротехнику, и аптечку найдем, и инструменты для ремонта яхты.


Нашли дополнительные спас жилеты и беседку - подвешенное сиденье для подъема человека на мачту или для работы за бортом яхты.


Чопики. На случай дыр в корпусе судна. По ходу один уже использовали.


Узнаем, зачем нужен вантуз. Вантуз - вещь незаменимая на лодке. С помощью него можно поднять все пайолы и найти клад :) На яхте можно поднять все деревянные полы, абсолютно все. На Мурке уж точно. Главное, разобрав, потом сложить этот пазл :)


И с 13 до 15 часов - обед. Галина с инструктором Олегом отправляются в ресторан, а мы прогуляемся по причалу. Интересное судно :)


Но лучше выбрать Воробья :) Шикарная 16-метровая яхта Beneteau Oceanis 523 с двумя форштагами, пятью каютами и пятью гальюнами. Устанешь кингстоны закрывать :)


И для сравнения возвращаемся к своим. Спортивный Плюс-Минус, перегоном которого занимался наш инструктор Олег Самойлов. Яхта Beneteau First 36.7 длиной 10,98 м, шириной 3,45 м, осадкой 2,2 м. Год постройки 2007. Данная яхта в отличии от Мурки может двигаться на парусах даже при самом малом ветре. Пока стоит пустая. Ученики еще не приехали.


Яхта Нана - Sun Odyssey 36. Длина 11 м, ширина 3,75 м, осадка 1,9 м. Про эту яхту знаю меньше всего. И нам с ней придется поработать до и во время экзамена.


Ну и конечно же красавица Мурка - Мур-Мур, иногда называемая инструкторами Мурзик :) Beneteau Oceanis 34, год выпуска 2014. Длина 10,34 м, ширина 3,65 м, осадка 1,82 м. А вот пустое место рядом с нами - место яхты Виктория, экипаж которой отправился на ней же в море для первого знакомства перед отплытием в Италию. Везет им, в море вышли :)


С Муркой надо сфотографироваться :)


И обед мы решили провести в кокпите своей яхты, а не гулять по ресторанам. Поэтому знакомьтесь - лебедка стаксель-шкота. Черный канат и есть стаксель-шкот. На Мурке стаксель-шкоты хорошо натянуты и за них можно держаться, передвигаясь по яхте, пока не поставили парус стаксель.


Борт палубы. Слева металлическая блестящая труба - леерная стойка, через которую горизонтально палубе проходит два ряда лееров - вверху и посередине. Внизу деревянное ограждение - фальшборт, в котором обычно есть отверстия для стока воды - шпигаты. Белый канат, проходящий параллельно фальшборту, - закрутка стакселя. А черный канат справа - стаксель-шкот. И не очень хорошо впереди видно каретку стаксель-шкота, с помощью которой настраивается передний парус. Перемещая каретку вперёд, мы уменьшаем (закрываем) парус, а перемещая её назад, увеличиваем (открываем) парус.


И причал номер 8. Очень дружелюбный причал, где все друг друга знают и с каждым здороваются :)


После обеда Олег Самойлов оставил нас на инструктора Андрея, который находился в ожидании своих учеников на Плюс-Минус. Он гуру морских узлов. Знает их с сотню. Поэтому урок "Навяжем узелки" :)
На экзамене будет всего 5 узлов: восьмерка, прямой, выбленочный, беседочный, шкотовый. Некоторые из них я уже знала. Важно не просто научится вязать узлы, но и знать, где какой применить. Очень часто придется работать с выбленкой - им вяжутся кранцы. Прямой часто используется для связывания двух концов. А на фото показан верхний - штык со шлагом, нижний - выбленка со шлагом. Штык со шлагом надо тоже запомнить - при швартовке лагом еще придется нам с ним намучатся :) Ну и сам Андрей - веселый инструктор в яркой рубашке с надписью Гоа и не менее ярких шортах учит нас формировать бухту и кидать ее.


И ура, мы отправляемся в море! К нашему первому выходу в море даже небо прояснилось. На часах 16:54.
Галина, как капитан, за штурвалом. Я (боцман) и Олег (штурман) на швартовых. Заводим двигатель. Руль в ДП (диаметральная плоскость судна). Капитан:
- Правый муринг на руку! Левый муринг на руку!
- Правый муринг на руке! - ответ штурмана.
- Левый муринг на руке! - ответ боцмана. Муринги просто снимаются с носовой утки яхты и держатся в руке до следующей команды капитана.
- Отдать правый муринг, проверить правый борт! - команда капитана.
- Правый муринг отдан!.. Правый борт чист! - ответ штурмана. Канат просто отпускается и падает в воду.
- Отдать левый муринг, проверить левый борт!
- Левый муринг отдан!.. Левый борт чист! - ответ боцмана. Борта надо хорошо проверять, чтобы муринги не зацепились за кранцы или другие части яхты, так как потом можно намотать канат на винт.
- Штурман на правый швартов! Боцман на левый швартов! - команда капитана, который решает какой борт отдаем первым в зависимости от направления ветра. Отдавать в первую очередь стоит подветренный борт - борт противоположный тому, в который дует ветер. Нам ветер дул в левый борт, значит отдаем его в последнюю очередь. Обычно муринги тоже отдаются сначала подветренный, потом наветренный, но, как оказалось в последствии, зажатая между другими яхта хорошо стоит и на одном кормовом швартове.
- Отдать правый швартов! - и штурман при условии, если швартов заведен серьгой через битенг, находясь на яхте, просто выбирает канат.
- Отдать левый швартов! - при этом капитан дает малый вперед, следя за носом, куда его уводит, и за мурингами соседних яхт. Мы выходим из постоянного места стоянки :)


Кстати, мы вышли носом (повернули влево), хотя ветер дул в левый борт. Ветер был слабым. В данном случае было бы неплохо отвернуть нос на ветер, то есть при отходе повернуть направо и выходить из марины кормой. Это я уже умничаю :) Сцылко на тему швартовки кормой - очень подробно с картинками.

Команда инструктора:
- Кранцы в кокпит, швартовы на просушку!
Что? Куда? Что делать? - нормальная ситуация. На суше все команды заучить или сейчас об этом написать - это одно. А в море услышать - привыкать надо :)
Кранцы снимаются с лееров и привязываются выбленкой к кормовым рейлингам. Так у нас появляется шикарная спинка для сидения в кокпите. Ну и швартовы на просушку - это сложить их в бухту и закрепить на леерах.
Вид на Бар с яхты. Над горами уже голубое небо.


А вот над морем тучи. Это, кстати, швартовы на просушке:


Делаем циркуляцию, чтобы почувствовать габариты яхты. Она делает оборот диаметром в полтора корпуса. Диаметр циркуляции, выраженный в длинах судна, определяет степень поворотливости судна. Судно считается хорошо поворотливым, если Dц = (3/5) L. Мурка выходит неповоротливой.

А потом учимся держать курс на ориентир, например, на мыс Црны. Получалось у всех замечательно. И держим курс по компасу, что оказалось довольно сложно. Имея компасный курс, лучше всё равно находить ориентиры, будь то ориентир на берегу, облака или даже звезды. Держим курс на отель Принцесс.


Каждый по очереди имел возможность постоять за штурвалом.




Однако вскоре ветер поднялся. А мы только хотели попробовать поставить паруса. Возвращаемся к причалу 8 на место 14. На часах 17:41.


И снова команды, только теперь наоборот - вывесить кранцы и подготовить швартовы. Пока больше командует инструктор. Галя за штурвалом. Нас ждет первая швартовка кормой. Я с правым кормовым швартовым, Олег с левым. Яхта кормой подходит к причалу. Я уже могу выпрыгнуть, но инструктор говорит ждать команды капитана. Пока капитан проговаривала фразу "отдать швартовы!", яхта отпружинила от причального кранца и отошла от берега. Олег с длинными ногами успел прыгнуть. А я так и осталась стоять на корме. Не допрыгну теперь. Кто-то из экипажа Виктории принял у меня швартовы и, пока я целилась на причал, девушка успела завести восьмеркой мой швартов на битенг. Вот блин досада - не дали это самой сделать :) Но всё равно спасибо :)

Швартовы - это еще не всё. Достаем муринги с помощью отпорного крюка. Выбираем руками их до толстого каната в районе кормы и потом несем, перебирая, канат с внешней стороны яхты к носу, чтобы ни за что не цеплялся, поправляя мешающие кранцы. Там подтягиваем и закрепляем на носовую утку яхты восьмерками с замком. Если делать это голыми руками, то руки очень сильно пекут от соленой воды и хочется сразу же их обмыть пресной.

И только мы подумали, что всё, так нет. Самойлов скомандовал вымыть яхту. Яхту надо мыть после каждого выхода в море, даже такого короткого, как наш. Я вооружилась шваброй, Олег шлангом и пошли драить палубу. Вот тут хорошо, что на ногах у нас были водотапки, а не тряпичные тапки, как у Галины. Ну и заодно как раз руки помоем.

А после нас приглашают на Святого Николая, где расположена бухгалтерия школы, назовем это так :) Sv Nikola - яхта дорогая, моторная. Тетя Лена приняла у нас деньги за топливо и предложила прогуляться по яхте :)


Да уж, яхта конечно шикарная, но нам парус интереснее :) Все инструктора на вопрос "с какой скоростью идет моторная яхта?" всегда отвечают одинаково: "сто евро в час". А мы за две недели обучения на парусе за топливо отдали всего 360 евро :) Ну, тут кто что любит и какой бюджет имеет: одним - романтика, другим - скорость :)


Вид на марину с яхты Sv Nikola. Впереди стоят одинаковые Sun Odyssey 439, выпуск 2015 года. Насчитали таких близнецов 8 штук.


И почему я сюда не пошла с зеркалкой, а опять всё фотаю на мобильный? Вот же ж досада. Наш 8 причал с высоты крутой яхты.


Инструктор Олег еще одну ночь проводит не с нами и покидает Мурку. Галина остается зубрить следующие правила МППСС. А мы отправляемся в Le Petit Chateau на легкий ужин под конец такого насыщенного дня.


Сколько новых терминов вы встретили в заметке? Я насчитала 45 :) Всего полтора года назад мне было тяжело читать форумы, блоги и сайты по яхтингу. Благодаря теоретическому обучению в школе Олега Гончаренко на практике мне было проще ориентироваться. Некоторые конечно умудряются прийти на двухнедельную практику, объединенную с теорией. Две недели полного зашкаливания новых слов и действий. Это сложно. Но возможно :) А на экзамене вас ждет 50 вопросов, не тестов. И надо письменно ответить на вопросы по типу: "назовите части мачты", "стоячий такелаж", "действия при покидании судна", "Ответственность. Правило 2". И сиди думай, что от тебя хотят :) За инструктором нужно постоянно с записной книжкой бегать. Ну или доставать потом вопросами, повторяя их каждый раз, когда снова забыл как называется хрень, где штурвал с компасом размещены :) Но Олег Самойлов оказался терпеливым крепким орешком, не устающим отвечать "нактоуз" :)

Дальше будет...


Tags: Бар, Черногория, видео, путешествия, фото, яхтинг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments