ankasun (ankasun) wrote,
ankasun
ankasun

Яхтинг 2015. Обучение. День четвертый. Бар - Бигово. В путь!

Вторник, 22 сентября 2015 года. Черногория, Бар, марина. Ветер в Баре утихать не намерен. На сегодня у нас запланирован выход в море и первый отрезок учебного похода в сторону Котора. Из Бара в Бигово идти 5 часов. Попасть туда мы должны до заката солнца в 18:45. Самойлов предложил два варианта. Первый - выходим в первой половине дня, обедаем в море и отрабатываем некоторые элементы управления яхтой. Второй - спокойно собираемся, обедаем в Баре и отправляемся в путь после обеда, так как по прогнозу ветер утихнет к 12-13 часам. Весь экипаж был готов отправляться в любое время. И я, как капитан, выбираю выходить раньше. Хотелось бы еще чему-то научиться - моба спасать, например, и паруса мы еще не ставили. А если выходить после обеда, то даже без отвлечения от пути будем заходить в Бигово после заката и возможно уже в темноте. Один день мы уже потеряли (заметка), еще один так провести не желаем. Но ветер всё-таки нарушал наши планы и держал в напряжении.

Четвертый день живу грезами и страшным желанием поплавать в море, что купальник одела, как проснулась. Сегодня я капитан и покупаться должна 100%!


На завтрак доедаем спагетти. Самойлов интересуется о готовности экипажа Плюс-Минус, ученики которого прибыли накануне вечером. И выясняется, что у них также, как и у нас пару дней назад, потерян багаж и ребята остались совсем без вещей. Поэтому они планируют заехать на рынок, докупить овощи и прикупить что-то из одежды. У девочки были только рубашка и юбка, в чем она и прилетела. В юбке как-то не очень удобно швартовы отдавать. Под их поездку Самойлов предлагает и нашему боцману съездить на рынок и купить овощей. Боцман на сегодня - Олег. Пишу ему список продуктов и отправляем его с инструктором Андреем и ребятами. А в это время со штурманом Галиной заправляем баки нашей яхты пресной водой.

Меньше, чем через час Олег уже стоит курит на причале и передает нам пакеты с помидорами, огурцами, луком, картошкой, виноградом и персиками. Они так быстро заскочили на рынок, что по сути овощи покупали в первом попавшемся месте.

10:25 - посмотрим, что у нас лежит в рундуках и холодильнике. Провизия для путешествия морем - важная составляющая. Как сказал Самойлов, моряка надо кормить хорошо, чтобы с ног от бессилия не упал. Даже когда укачивает - обед по расписанию :) И воды много пить. Поэтому едой загрузились мы неплохо. Есть картошка, еще спагетти, гречка, сосиски, мясо, салаты можно настрогать, фрукты, сыр и даже пиво с вечера купили.




Еще час прошел. Оба экипажа давно готовы к выходу. С одной стороны, за это время можно было выйти в море и вернуться, повторить навигацию или еще как-нибудь нагрузить мозг, хотя лучше сходить в город погулять. А с другой, мы ждали хоть какого-то затишья, чтобы сразу сорваться в путь.

И наконец ветер потихоньку утихает, я становлюсь за штурвал, завожу двигатель:
- Задраить люки! Закрыть кингстоны!
Включаем навигацию и радиосвязь.
- Муринги на руку!
Ветер в правый борт и корму. Инструктор разрешает сбросить оба муринга и отдавать последним правый швартов.
- Отдать муринги! Проверить борта!
- Отдать левый швартов! Отдать правый швартов!
Легкий ход вперед. Выходим носом, следя за мурингами соседних лодок. Это всего второй наш выход в море и все действия, в том числе повороты штурвалом, тщательно контролируются инструктором, при этом делается это ненавязчиво и без резких движений, практически незаметно, будто всё это твои действия.

Впереди нас вышел экипаж Плюс-Минус. Они стоят, пришвартованые, возле заправочной станции. Нам тоже следует заполнить топливные баки дизелем, поэтому ждем своей очереди. Выходим на открытый участок марины между выходом в море и причалами 7 и 8 и делаем циркуляцию. Ветер потихоньку сносит нас в сторону причала 6 и ближе к станции. Пятый круг, шестой. И вот наконец Плюс-Минус отдает швартовы и выходит в море. Мы следом за ними швартуемся к заправке. Наша первая швартовка лагом. И да, не забываем перевешивать кранцы на тот борт, которым планируем швартоваться:
- Кранцы на правый борт!

11:54 - заправляемся. Яхта кушает 3 литра в час. До Бигово, если идти только на одном дизеле, 5 часов, значит топлива надо 15 литров. Но в Бигово нет заправочной станции, поэтому заправляем полный бак.


А вот и та самая футболка с волком из "Жил был пёс" - одно лицо :)


12:07 - выходим из марины. Курс держим на мыс Црны. Нам надо выйти на изобату 20 (глубина 20) и с этого положения до мыса держать компасный курс 290 градусов. Сегодня я капитан и мне несказанно повезло, что именно в мое капитанство мы выходим не просто в море, а в поход. Путь вдоль берега Черногории.






Ветер встречный. Ставить парус бессмысленно. И Самойлов решает на время изменить курс, чтобы всё-таки провести урок по постановке парусов.

12:32 - ставим парусишки, как говорит инструктор :) Задача рулевого, то есть меня, направить яхту курсом против ветра - левентик. Когда ветер дует в нос, парус не будет наполняться ветром. Убираем бимини. Самойлов с Олегом и Галиной проходят к мачте. Расстегивают молнию на лейзи-бег. Снимают с утки на мачте грота-фал - черный канат. Там был еще темно-синий, практически не различишь с черным. И остальные действия можно производить уже в кокпите. Закладываем грота-фал в несколько оборотов вокруг лебедки, предварительно проверяя в какую сторону она крутится. И выбираем фал руками, пока это не станет слишком трудно. В это время парус потихоньку поднимается вверх. Если уже нет возможности тянуть фал руками, то в лебедку ставится рукоятка и с помощью нее грот поднимается до самого топа мачты.


12:39 - немного усилий и грот поставлен.




Чтобы поставить стаксель, вообще никуда ходить не надо. Яхту направляем любым курсом к ветру - бейдевинд, галфвинд или бакштаг. По левому борту есть закрутка стакселя. Бухту закрутки снимаем с лееров и освобождаем канат. Для разворачивания паруса выбираем в этот раз шкот (шкоты - горизонтальные, фалы - вертикальные). В зависимости от того, в какой борт дует ветер, готовим стаксель-шкоты. Ветер в правый борт. Стаксель ляжет на левый борт. Значит надо левый стаксель-шкот завести на лебедку и тянуть на себя. А правый стаксель-шкот снять с лебедки и полностью отпустить.

12:44 - поставлен стаксель. Для настройки стакселя можно использовать каретку стаксель-шкота, передвигая ее в сторону кормы или носа. А грот настроить можно с помощью грота-фала и оттяжки гика.
Каждый пробует идти заданным курсом на парусах. При парусах яхта чуть тяжелее управляется, так как ее сносит ветром и отбрасывает волной.


12:54 - отрабатываем повороты оверштаг. Такие повороты необходимы, когда нужно изменить курс. Различают поворот оверштаг и фордевинд, они похожи. При оверштаге паруса, проходя через левентик (яхта пересекает линию ветра носом), плавно переходят с одного борта на другой. При фордевинде, когда яхта идет полным курсом и пересекает линию ветра по корме, паруса перебрасываются мгновенно. Фордевинд - опасный поворот, при его выполнении рвутся паруса, ломается гик, выпадают за борт люди. Поэтому предпочтительнее делать безопасный поворот оверштаг. Но даже его необходимо совершать медленно, чтобы команда сумела выполнить свою задачу.

Я возвращаюсь к штурвалу. Боцман идет на левый борт и штурман на правый, садятся возле лебедок стаксель-шкотов так, чтобы им было удобно работать с веревками. Рулевой, то есть я:
- К повороту оверштаг приготовиться!
В это время штурман на правом борту закладывает один шлаг стаксель-шкота на лебедку. А боцман готовится отдать работающий стаксель-шкот. В нашем случае он освобождает ходовой конец веревки из стопорного зажима и оставляет один шлаг на лебедке, чтобы удерживать канат в натяжении.
- К повороту оверштаг готовы! - докладывают боцман и штурман.
- Поворот! - командует капитан и перекладывает руль на наветренный борт, пересекая ветер носом. Боцман сбрасывает шлаг с лебедки и травит (отдает) левый стаксель-шкот, следя, чтобы он нигде не зацепился и был свободен. А штурман быстро выбирает правый стаксель-шкот с помощью лебедки, прежде чем парус наполнится ветром. Гик с гротом переходят на другой борт сами без резких движений.
Стаксель на левом борту.


Стаксель уже на правом борту.


Такие повороты используют часто при лавировке - зигзагообразном изменении курса с целью поддержания курса против ветра или по ветру. Каждый пробует себя в роли рулевого и на лебедках при поворотах оверштаг. После чего мы убираем паруса, так как по курсу ветер встречный, наша яхта слабо идет в левентик, а применяя лавировку, мы потратим почти в двое больше времени, чтобы добраться до пункта назначения.

Убирать паруса еще проще. На любом курсе сначала убираем стаксель. Стаксель-шкоты полностью освобождаются, а на лебедку заводится закрутка стакселя, с помощью которой сворачиваем стаксель вокруг форштага. При этом все работы проводятся в кокпите. Грот убираем, также как и ставили, в левентик, когда он не наполнен ветром, а заполощен. Грото-фал травится потихоньку, а парус складывается в аккуратные складочки, ложась в лейзи-бег. Кто-то из команды должен стоять возле мачты и помогать парусу ложиться на гик. После чего закрываем лейзи-бег на молнию.

В тот момент, когда мой брат стоял возле мачты и уже пытался закрыть молнию, покрытую морской солью, инструктор сам дал газу и сказал держать курс против ветра, от чего нос яхты начало швырять на волнах. Я бы так не делала, а дала члену экипажа завершить работу на рубке и только после этого пошла бы вприпрыжку по волнам. Небезопасненько.

13:28 - на правом траверзе маяк на мысе Црны FL4S25M. Выходим на компасный курс 305 градусов. Идем в левентик на моторе, паруса убраны, скорость 5 узлов, ветер 12-17 узлов. Мы намерены прийти в Бигово еще засветло. За штурвалом я.


Через час инструктор командует время обеда и предлагает стать на якорь в районе Петровац. Первый раз - постановка на якорь. Делаем остановку в защищенном от ветра месте - с одной стороны, материк с городом Петровац, с другой - скалы. Вода здесь тихая, волн нет. Выбираем приемлемую глубину - 6 метров. Инструктор:
- Сколько надо отдать якорной цепи?
Все почти в один голос ответили 4-6 глубин. Якорная цепь отдается в расчете от 3 до 10 глубин в зависимости от ветра, наибольшую длину отдают при шторме более 10 глубин. Мы выбираем среднее значение 5 глубин и отдаем 30 метров якорной цепи. Перед тем, как кинуть за борт якорь, к нему привязываем кранец на тонкий канат, найденный в рундуке кокпита. Отдаем якорь, бросаем кранец. И как-только ушло 30 метров цепи, даем задний ход двигателем, чтобы якорь забрал за грунт.


14:24 - глушим двигатель, стоим на якорь возле островков Катич и Святой Недели. Координаты места 42°11,89‘N 018° 56,25‘E. Кроме нас здесь уже стоит Плюс-Минус и еще одна незнакомая яхта.
Остров Катич - сплошные скалы.


Остров Святой Недели получил название в честь построенной на нем маленькой церкви. Местные жители рассказывают, что когда-то один корабль попал в страшный шторм, который разбил его в щепки. Только нескольким морякам удалось чудом спастись и добраться до кусочка суши. В благодарность за спасение они и построили здесь часовню, которая и сейчас считается оберегом для местных моряков и рыбаков. Сама церковь закрыта, а вот в колокол позвонить можно, загадав при этом желание. Дотянутся до веревки, которая привязана к колоколу, можно стоя возле входа в церковь. И я задалась вопросом, почему на нашей яхте нет тузика. Было бы очень кстати.




14:52 - еле вырвалась, чтобы покупаться. Инструктор сразу скомандовал готовить обед и ему захотелось гречки, привезенной нами из Украины. Я конечно не против, но кто здесь капитан?! А капитан желает окунуться в море :) Рассказала, как готовить кашу, скинула майку и шорты и в воду. Первый раз телом в море за 4 дня пребывания в Черногории. Вот это у меня терпение :)


Через какое-то время и Галина одела купальник и тоже спустилась поплавать. А инструктор Андрей от Плюс-Минуса приплыл к нам с помощью ласт, и маска у него была. Хотела послать Олега и за нашей маской, но рассказывать ему, где ее можно найти, было бесполезно. Так мы и не посмотрели на дно, киль, перо руля и якорь нашей яхты. А ребята с Плюс-Минуса это сделали. Олежек отказался купаться, считая, что будет еще время. Сидит, загорает.


Вот только Андрей приплыл к нам с не очень хорошей новостью. Девочке из их экипажа совсем плохо. Ее начало тошнить сразу при выходе в море и очень сильно. Даже думали возвращаться. Галина:
- А как девочку зовут? таблетки принимала? драмину могу дать.
- Муж ее Дарюшка называет. Наверно, Даша. Драмину она пила, - отвечает Андрей.
- Значит больше ничего не давайте, прикачается. Где она у вас лежит? - Самойлов отвелкся от гречки.
- В каюте в носу.
- Ты что?! Там же больше всего укачивает.
- Она сама туда пошла. Муж пытался ее отговорить.
- А как мужа зовут?
- Она его называет Кость.
- Скажи мужу пусть переведет ее в кокпит на свежий воздух или положите в кормовую каюту. Возвращаться не будем. Если спит сейчас, хорошо. Станет плохо, можно в Будве остановиться. Выходим через полчаса, - дал указания Самойлов и пошел дальше заниматься гречкой. А Андрей вернулся на Плюс-Минус и еще у ребят хватило времени закинуть удочки. Ничего не поймали. "Рыбы здесь нет" :)


А я, наконец поплавав в море, чувствую себя бодрядчком.

15:37 - готова гречка и мы обедаем в кокпите.


И наблюдаем за туристами, которые проплывают мимо на туристических прогулочных катерах, фотографируя острова и наши яхты, а мы их :)


Город Петровац. Курортный город с населением всего полторы тысячи человек. Окружают город оливковые и хвойные рощи. Пляж песчаный и сюда приезжает не мало туристов на отдых, от чего многие жалуются на заполненные пляжи и галдящих детей. Чистые вода и воздух. Много отелей.




Чуть дальше от Петровац за холмом есть небольшая бухта с пятью домиками на берегу. И горы, горы...


Экипаж Плюс-Минус снова собирается идти впереди нас и поднимает якорь.


Рванули они к скалам, решив, что между ними смогут безболезненно пройти. Самойлов до ужаса испугался и побежал в каюту за телефоном, чуть ли не матерясь. Но Самойлов не из тех людей, которые ругаются матом, поэтому плохих слов мы не услышали :) Успел дозвониться и Плюс-Минус повернул назад. Проплывая мимо нас, экипаж удивленно спросил, в чем проблема. На фото ниже видно, что между скалами вроде можно выйти в море. Но также по волнам, которые там поднимались довольно высоко и с белыми барашками, можно было бы догадаться, что глубина там маленькая и, возможно, яхта с килем там не пройдет. Зачем напрасно рисковать.




15:48 - яхта Плюс-Минус отправляется вперед с довольно неплохой скокростью и резкими поворотами, что проснулась Даша и вышла в кокпит. Как она переживет остаток пути?


16:00 - снимаемся и мы с якоря. Возвращаемся на компасный курс 305°. Идем в Бигово. Первое расхождение с судном. Расходимся левыми бортами. А тем временем Самойлов выносит компас-пеленгатор.




16:35-17:04 - проходим Будву, снимаем пеленги. С помощью пеленгов на объекты мы потом сможем определить наше место на карте. Пеленги снимаем на три объекта и на разных участках маршрута в пределах получаса, чтобы было заметное изменение угла. Первые объекты - маяк на острове Святого Никола, остров Святого Стефана и какая-то белая недостроенная гостиница, которую не могу найти на электронных картах. На каждый объект каждый снимал пеленг. Что получилось:
[Spoiler (click to open)]
Гостиница - 107°, 110°, 110°
Святой Никола - 330°, 335°, 335°
Святой Стефан - 7°, 10°, 15° - на последний объект вышла очень большая разница.
И точно также снимали пеленги на объекты: Святой Стефан, Святой Никола и маяк Платануми FLW6S.

Как придем в Бигово, надо будет нанести точки на карту и проверить расположение яхты в тот момент.

А пока видео прохождения снимаемых пеленгов в двух временных интервалах:




17:15 - на правом траверзе маяк на мысе Платануми. Координаты места по тетради при планировании маршрута 42°15,6‘N  018°46,3‘E. Мы проходили чуть ближе к берегу и вышли координаты 42°15,329‘N 018°45,928‘E. Наш курс меняется, держим 315°, а фактически ориентируемся на край мыса, что впереди.


17:35 - отдала штурвал Олегу и наконец появилась возможность поснимать видео.


Олег сегодня боцман. Работа боцмана тяжела. На тебе все ремонты и грязная работенка. Но боцману хорошо, что во время перехода его могут редко дергать, если конечно ни его вахта и нет никаких поломок на судне, или парусишки не ставим :)


- Ну что, пошла я, попробую воспользоваться гальюном :)
- Открой кингстоны, а после смыва не забудь снова закрыть, - наставления инструктора.
- Удачи! - говорит Олег.
- Ну, я пошла, - сказала я, будто совершая прыжок с парашютом :)

Пользоваться гальюном в море можно, не забыв на время открыть кингстон, а после смыва закрыть. И это похоже на действа в туалете в наших плацкартных вагонах, когда тебя кидает из стороны в сторону, пока ты снимаешь штаны. Только в море эти броски от стены к стене бывают чуть длиннее, как волна. На своей яхте можно смело садиться на стульчак, ведь утром мы драили гальюн, а в плацкарте... ну вы знаете как это бывает в поездах Днепр-Киев :) В туалете гримит швабра, все моющие валяются в умывальнике или на полу. Душно. Быстро завершаю дело, закрываю кингстоны и на свежий возду в кокпит. Всё ок, ходить в гальюн можно, морская болезнь хотела подступиться, но быстро ушла.

К вечеру холодает и, пока Олег за штурвалом, решаю еще раз спуститься в каюту и одеть штаны и кофту. Кофту успеваю одеть, и только вышла за водой, чтобы попить, Самойлов предлагает пообщаться с Плюсиком по радиосвязи. Я конечно не против. Штаны надену позже.

Начинать связь можно на общем канале номер 16, а потом переходить на другие. Для связи между судами рекомендуется использовать каналы в следующей последовательности: 6, 8, 10, 9, 72, 73, 69, 67, 77, 15, 17. На 16 канале слышим вызов:
- Sailing yacht Mur-Mur! Sailing yacht Mur-Mur! This is sailing yacht Plus-Minus, sailing yacht Plus-Minus! Over.
- Sailing yacht Plus-Minus, this is sailing yacht Mur-Mur. Over. - отвечаю я после небольшой паузы, вспоминая, что надо в принципе говорить. Подсказок под рукой не было, а ведь неплохо бы в районе штурманского стола прикрепить пару напоминалок с подачей сигнала бедствия, помощи и небольшую шпаргалку по каналам и принцип вызова порта или марины. В следующий раз хотя бы себе такую надо сделать :)
- Sailing yacht Mur-Mur, this is sailing yacht Plus-Minus. Channel seventy two. Seventy two. Over.
- Sailing yacht Plus-Minus, this is sailing yacht Mur-Mur. Channel seventy two. Over. - переключаемся на 72 канал и снова Плюсик вызывает наc.
- Sailing yacht Mur-Mur! Sailing yacht Mur-Mur! This is sailing yacht Plus-Minus, sailing yacht Plus-Minus! Over.
- Sailing yacht Plus-Minus, this is sailing yacht Mur-Mur. Over. - и чувствую, что мне как-то становится плоховато. Все люки закрыты. В кают-компании собрался спертый воздух. Но пытаемся понять, что же хочет Плюс-Минус.

На Плюс-Минусе молодой человек, которого звали Костя, очень хорошо знал английский язык, так как ему по работе приходится часто общаться на английском. И он попытался погрузить меня. Я на самом деле не очень люблю телефоны, не воспринимаю на слух английский, а если еще и плохая связь, так вообще ничего не разберу. УКВ-радиосвязь не очень блещит чистотой передачи звука и английска речь превращается для меня в кашу незнакомых слов. С той стороны слышно, как инструктор Андрей просит Костю говорить медленее и задать какой-то общий вопрос. Слушаем:
- Sailing yacht Mur-Mur, how many people have you on board? - интересуются, сколько у нас человек на борту. Мой мозг немного закипает, вспоминая, как ответить на английском, с которым у меня совсем всё плохо:
- Sailing yacht Plus-Minus, we have four people on board, - и чувствую, как наружу хочет выбраться обеденная гречка. Костя еще что-то попытался прокомментировать относительно 4 человек на борту, а я уже прикрываю ладонью рот и готова выбежать на воздух, но пытаюсь держаться, ведь разговор на закочен. Самойлов заметил мои позывы и сказал, что закончить разговор надо словом "out":
- Sailing yacht Plus-Minus, this is sailing yacht Mur-Mur. Out! - последнее мое слово, как потом сказал, Костя, было больше похоже на то, что я там всё обрыгала на штурманском на столе. Но это не так :) Я успела выбежать в кокпит и только глотнула свежего воздуха, как все позывы ушли обратно в желудок. Фух, норм. Обеспокоенный инструктор, сказал, чтобы я стала за штурвал. За штурвалом морская болезнь легче переносится и до Бигово я его уже не отдам :)

По правому борту появляется еле заметный буй отдельной опасности. Близко к нему не подходим, так как не известно, какая опасность может там поджидать. А вот экипаж Плюс-Минуса снова рвется на неприятности и пытается пройти как можно ближе к этому бую. И снова Олег Самойлов в поте и переживаниях звонит инструктору Андрею поругаться и направить их в нужном направлении. Со слов Самойлова, мы, как ученики, вообще должны идти на расстоянии 1 мили от берега. Почти 2 км от берега как-то многовато. Хотелось бы поближе, ведь глубины там позволяют. Поэтому мысленно завидуем экипажу Плюс-Минус, что инструктор у них не такой строгий, как наш волк Олег :)

17:47 - на правом траверзе маяк отдельной опасности с двумя топовыми фигурами в виде шаров цветов белый верхний, черный нижний. Верхний шар имеет белый цвет не по правилам МППСС, а по природе - чайки его обгадили :) И со слов инструкторов, в Черногории как-то не следят за состоянием буев, поэтому видим белый, догадываемся, что он черный :) После прохождения буя меняем курс на 340° и медленно, но уверенно движемся в сторону залива Траште.

Вскоре и Галина спускается в каюту одеться потеплее. А я так и стаю в кофте и шортах. Спускаться вниз уже не хочу :) Галя тяжело выходила из кают-компании, остановившись на ступенях. А после чуть ли не метнулась к правому борту и перегнулась за борт, держась за леера. Тут уже оба Олега перепугались, что со следующей волной она свалиться за борт. Второй, как говорится, пошёл. Но слава богу, и у нее всё завершилось только позывами.

18:31 - закат, а инструктор пытается нас отвлечь и шутки шутит. Самойлов решил поделиться 10 черногорскими заповедями:
1. Человек рождается уставшим и живёт, чтобы отдохнуть.
2. Люби кровать свою, как себя самого.
3. Отдыхай днем, чтобы ночью можно было поспать.
4. Не работай - работа убивает.
5. Если видишь, что кто-то отдыхает - помоги ему.
6. Делай меньше, чем можешь, а то, что можешь, поручи другому.
7. Отдых - это благо: от отдыха еще никто не умирал!
8. Все болезни от работы - не умри молодым!
9. Если захочешь поработать, сядь, подожди и всё пройдёт.
10. Когда видишь, что кто-то отдыхает - помоги ему, а если видишь, что кто-то работает - уйди, не мешай им.








19:09 - заходим в залив Траште. Волна меньше, почти тихо. Сумерки вот-вот превратятся во мрак. Мы включаем огни, как судно с механическим двигателем, - кормовой, топовый и бортовые.


Однако, когда мы зашли в залив, то столкнулись с большим количеством рыбаков, которые себя никак не обозначили. Их в принципе еще было видно и мы старались держаться в стороне. Только один рыбак удосужился зажечь фонарь - испугался нас :)

19:24 - подходим к причалу в Бигово. Готовим швартовы. Швартовка правым бортом. Все кранцы максимально перевешиваем на правый борт и в частности нос. При этом смотрим на высоту причала и соответственно фиксируем кранцы. Уже стемнело и Самойлов перенимает у меня штурвал и швартуется сам, предварительно сложив нам бухты и выставив боцмана и штурмана в районе вант на правом борту. Их задача - сойти на берег по команде и завести швартовы на швартовную тумбу, не забыв сделать в конце штык со шлагом.


19:47 - мы на причале в Бигово. Координаты места 42°21,359‘N 018°42,253‘E. Для обеспечения лучшей надежности стоянки мы еще завели шпринги - дополнительные швартовы с носа и кормы накрест. Плюс-Минус швартуется рядом. Причал предназначен только для двух яхт, а все остальные яхты стоят на якоре. Мыть яхту не приходится, здесь нет подачи пресной воды и электричества, как в маринах. Открываем бутылку сухого македонского и выпиваем по чуть-чуть за приплызд :) Теперь это слово появляется и в нашем обиходе:
- Ну что, с приплыздом :)
- С приплыздом! :)


Звонок экипажу Виктории. И Самойлов вкратце сообщает, что ребята дошли до Бриндизи, но сломали ночью гик. Подробностей нет. Вспоминаем, что они выходили в сильный ветер. Назад яхте Виктория придется возвращаться или на одном стакселе или вообще на двигателе. Переживаем:
- За тех, кто в море! - глухой стук школьных кружек, потом об стол и молча пьем.

А после, не переодеваясь, идем в ресторан Grispolis, который Самойлов нам рекомендовал, как лучший среди заведений, где подают морепродукты и чорбу.

В ресторане легкий шум. Многие столики заняты. Мы нашли один с видом на причал и Самойлов занял место, чтобы наблюдать за яхтой. Кстати, немаловажно - если в марине Бара можно было не закрывать яхту брандерщитом, то тут Олег закрыл яхту на ключ. Место общественное, ходят рыбаки и пока будем сидеть хлебать супчик и пить вино, яхту могут обчистить.

20:53 - сидим все, уткнувшись в мобильники, в ожидании заказа. Вокруг контигент - бывалые моряки. Пьют вино, курят кальян и обсуждают морские маршруты, поломки на яхтах или какие паруса ставить. Мы заказали рыбный суп, который здесь называется чорба, белое сухое, камбалу и ракушки пальчики. Перед заказом нам официант принес морепродукты на выбор в свежем виде. Удовольствие покушать в этом ресторане будет стоить явно недешево :)


Официант разделывает нам камбалу.


Интерьер ресторана морской - ракушки, сети, кости рыб, якоря. Еда вкусная и свежая. Место уютное, почти семейное, то есть для моряков :)


Еще немного посидели и возвращаемся на яхту. Галя и Самойлов пошли спать. А я поддерживаю Олега во время перекура. К нам вышел инструктор Андрей. Сообщил, что его ученикам наконец доставили багаж, хотя за доставку в Бигово требовали деньги. Костя их заговорил на английском и те ушли без ничего. А мы окончательно понимаем, что в Черногории лучше понимают русский, нежели английский. В ресторан экипаж Плюс-Минуса не пошел и уже спит. Андрей рассказал еще немного про узлы, про огни на мачтах яхт, что качались при свете луны недалеко от причала, стоя на якоре. И сказал, что вода здесь чистейшая и утром возле причала можно будет покупаться. Для меня это прозвучало как установка - встать пораньше и перед завтраком обязательно поплавать. Много времени это не должно занять, чтобы не тормозить и не беспокоить членов своей команды.

22:38 - уходим спать.

День прошел. Впечатлений море. Устали. Мобильный сел, но Самойлов разрешил зарядить его от аккумулятора яхты через автомобильный переходник. Это был первый отрезок нашего учебного похода вдоль черногорского побережья. Пройдено 25,7 миль, а с выкрутасами оверштаг округляем до 26 миль. В море проведено около 8 часов. Неплохо для первого дня. Только раз меня подтошнило, когда хотели проверить радиосвязь. Значит не всё так страшно, как многие знакомые говорят - морская болезнь есть не у всех и ее можно предотвратить: не ходить в кают-компанию без надобности, не задерживаться там надолго, а если и задерживаться, то принимать горизонтальное положение, стоять за штурвалом или чем-то заниматься, фотографировать или снимать видео, например, и еще Самойлов сказал, что музыка помогает. Кстати, почему то многих отталкивает путешествие на яхте по причине именно морской болезни, хотя эти люди и не пробовали ходить на яхте или их прогулка длилась максимум час. Конечно, если набить желудок жирным и залить сухим, а еще хуже полусладким, и меня стошнит и это будет на берегу ))) Выбор еды для плавания тоже должен быть правильным. И точно знаю, что мне бананы помогают и лимон, но никак не яблоки, а другие яблоками спасаются :)

Наше обучение в школе Олега Гончаренко продолжается.

Дальше будет...

Tags: Бар, Бигово, Черногория, видео, еда, путешествия, фото, яхтинг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments