ankasun (ankasun) wrote,
ankasun
ankasun

Яхтинг 2015. Обучение. 14-й день. Экзаменационный

Решающий день...
Пятница, 2 октября 2015 года, марина города Бар, Черногория, яхта Виктория. День обещает быть солнечным и жарким.
Ранний подъем всего экипажа, даже тех, кто ночевал в отеле. Спать в волнении перед экзаменом никто не мог. Принимаем душ, завтракаем слегка и повторяем вопросы, которые с вечера не удалось повторить, так как свет пропадал.
Весь экипаж был уверен - утром мы будем сдавать теорию в классе. Девочки одели всё светлое, распустили волосы, сделали чуть более заметным макияж. Ближе к 10 мы выходим на палубу в городской обуви, чистенькие, с сумками и конспектами. И Слава нас ошарашивает:
- Доброе утро всем. Погода хорошая. Ветер в нужном направлении. Сдаем практический экзамен.
- Как же так?
- Мы настроены были на теорию. Теперь перенастраиваться, - сетует Костя.
- Переходим на Нану, - со строгостью командует Слава. - Кто сегодня капитан? Проверить двигатель!
- Да подождите. Можно переодеться? Мы же думали теория будет сначала, - переживает Даша.
- Если на яхту, то нам переодеться надо, - поддерживает Галина, так как обе в белых штанах, которые заляпать грязью от мурингов можно в считанные секунды.
- Даю 5 минут.
Галина, Даша и я побежали менять обувь и белые штаны на темные шорты и снова собирать волосы в хвосты, а мальчики - переобуваться из шлепок в что-то удобно-яхтенное.

Сегодня - день экзамена на шкипера.


Сдаем швартовку кормой. Уровень воды опустился. Закидывать швартовные концы с яхты на битенги разрешили всем. На яхте - два ученика. Инструктор - на берегу.

Первыми пошли Костя и Даша. Ветер удачно дул в корму и в правый борт, давая яхте самой отойти от причала, носом в необходимом направлении. Шкиперу нужно было всего дать газу и не сесть на муринги, выруливая на прямую вдоль причала. Всё делается тихо, спокойно, без спешки. Отойдя от причала и чуть увеличив скорость, Костя с Дашей на Нане скрылись за другими яхтами. Через пару-тройку минут появляются. Костя берет довольно острый угол для швартовки, не проследив за носом, который должен был стать перпендикулярно причалу вместе с кормой. Первый подход к понтону. Костя ведет яхту довольно на большой скорости. Не дождавшись полной остановки, он схватил швартовый канат, когда яхта оттолкнулась углом кормы от кранца и отошла от причала. Еще один подход. Штурвал в ДП, нос в ДП, малая скорость, резко ручку газа вперед и сразу назад, нейтралка, потихоньку яхта останавливается. Костя закидывает швартовый конец на битенг. Работаем только с правым бортом. Кормовой заведен на утку и правый муринг поднят со дна и закреплен на носу.
- Сдал! - говорит Артур.
Костя остается с женой Дашей. Теперь она проделывает всё то же самое. При швартовке с ее ростом не сразу удается закинуть канат на битенг и получается со второго раза. Но это нестрашно. Тоже сдала.

Потом на Нану прыгаем я и Галина. Галина уводит яхту к назначенной точке. Ветер меняется. Яхту заметно сносит на муринги причала напротив. Но пока это несущественно. Галина показывает швартовку кормой на отлично, орудуя отпорным крюком как вязальным, мастерски доставая муринг и просовывая его через другие канаты причала и яхты.
- Сразу видно - умеет вязать! - хвалит Артур.
- Не умею, - отвечает Галина, продолжая доставать муринг со дна.

Мой черед. Галина уходит с яхты, а брат прыгает на палубу.
Я снимаю правый муринг с носа и проверяю правый борт. Стою в кокпите, левой рукой держа штурвал, правой - швартовый правого борта, и удерживая яхту. Двигатель включен на нейтралке. Жду, когда нос под воздействием ветра отвернет влево, как это было на трех предыдущих выходах.
- Удерживай! Нос еще не отошел! - командует Артур.
- Вижу! Только по-моему ветер меняется, нос не уходит влево.
- Потяни немного! - подсказывает Артур, отвлекаясь на что-то другое и несмотря даже в сторону яхты. Я потянула канат на себя, нос отвернул немного влево, но сразу же вернулся в свое положение, в ДП, а потом дал вправо, в сторону Виктории.
- Что ты не тянешь? Чего у тебя нос не отходит? Сильнее тяни!
- Ветер поменялся, - пытаюсь вставить слово, когда в голове пролетает мысль "надо бы поменять швартовые, ветер - в левый борт", продолжая в это время тянуть на себя правый швартовый конец. Кто-то, вроде Костя, высказал мою мысль вслух, но...
- Во, отошел! Давай вперед! - кричит Артур. Мне же два раза повторять не надо. Отпускаю канат и даю тихий вперед. Штурвал влево, а нос отворачивает вправо и к нему после последнего натяжения присоединился уже весь корпус яхты. Хорошо потянула, как советовал инструктор.
- Ээээ, давай штурвал влево! - кричит Артур, запрыгивая в последний момент на яхту со словами "без меня никак", хватая штурвал и дергая ручку газа вперед для ускорения. Я в изумлении продолжаю стоять на своем месте. Яхту вместо влево несло прямо носом в причал напротив и на стоящие там яхты.
- Давайте вправо! - кричит Костя с Виктории. И действительно, а что мешало нам пойти так, как хочет ветер - направо, пройти пару яхт и дать назад, швартуясь кормой с новой точки.
Но Артур категорически решил идти по плану и развернуть яхту. Он проделал ряд махинаций из резких движений судна взад-вперед, поставив Нану перпендикулярно проливу между понтонами G7 и G8. Эти действия привели к тому, что Нана пером руля могла зацепить муринг Виктории и, хуже всего, если винтом. Поэтому пришлось отключить двигатель. По остаточной инерции и под действием ветра Нану развернуло носом вправо, прижимая левым бортом к понтону G7 и дорогим яхтам.


- Становись за штурвал! - сказал Артур мне, пытаясь найти чем оттолкнуться от яхт, на которые нес нас ветер.
Я поставила штурвал в ДП и наблюдала за паническими действиями инструктора. Это кстати неплохая практика, столкнувшись с которой мы сможем узнать, как из нее выпутаться. Не смотря на то, что это экзамен, на тот момент этот случай рассматривался мной как бесценный опыт. До этого возможность сесть на муринги я воспринимала со страхом. Но общая усталость после двух недель интенсивного обучения оказалась сильнее страха. И я просто была готова выполнять указания инструктора.

На дорогой яхте, которая была выше Наны и стояла ближе к нашей корме, появился молодой мужчина и какой-то старик. Последний злостно орал на нас по-черногорски. Из всех фраз была понятна только:
- Кто капитан?!
- Я, - взял всю ответственность на себя Артур и вся брань пошла в его сторону. Хотя на самом деле двигатель был отключен вовремя и муринги мы не зацепили, старик явно решил, что мы сели в "полную лужу".
Орущий старик был, похоже, смотрящим причала, а молодой человек - хозяин яхты. Он смотрел на всё происходящее без комментариев со спокойным лицом. По крайне мере эмоции прочитать на его лице не удавалось.
Причал G8 собрал и всех инструкторов яхтенной школы Олега Гончаренко, которые были заняты на тот момент своими делами. Сложилось впечатление, что только Артур и старик паниковали, когда все остальные были спокойны.

Артур поставил Олега с отпорным крюком отталкиваться от яхты, которая у нас была по носу, а сам пытался оттолкнуться от яхты, что была по корме и на которой стояли оба мужчины. Старик всё кричал типа " не трогай яхту своими грязными ручищами". Ну это так выглядело со стороны :)

Инструкторы школы начали вместе решать, как забрать Нану с ловушки мурингов и причала напротив. Прозвучала идея - кинуть канат на Нану и притянуть ее к причалу G8. Среди инструкторов вызвался доброволец, с которым мы не были знакомы, но видели пару раз:
- Нашел канат, самый длинный, что был.
- Не докинешь.
- Докину! На Нане - готовы?!
- Олег, иди лови канат, а я подержу нос вместо тебя, - оставив корму, Артур переметнулся на нос. Олег, изумленный таким решением инструктора, последовал его указаниям безоговорочно:
- Готовы.
Канат чуть не добросили и он упал в воду в паре метров от яхты. Олег ловко вытянул его вторым отпорным крюком, зацепив за предусмотрительно оставленный на конце стопорный узел. Второй конец был в руках вызвавшегося инструктора на причале G8. Тут же и Артур отбросил крюк и все вместе вернули Нану кормой на свой причал.
- Веди на левый борт канат! Ветер в левый борт.
- Как я во время заскочил... Если бы не я... Я вовремя успел... - оправдывается Артур перед собравшимися на причале инструкторами.
- Продолжайте экзамен!

Я включила двигатель на ход вперед, штурвал влево и вышла к назначенной точке на выходе из марины. Ход назад. Яхта по инерции немного еще продолжала идти вперед, потом остановилась и дала задний ход. Скорость можно убавить и потихоньку идти кормой вдоль двух причалов.
- Следи за мурингами! - Артур всё еще на взводе и видно, как руки чешутся схватить штурвал.
- Олег, приготовь мне кормовой левый. Ветер поменялся, будем фиксировать левый борт, - размышляю вслух, поворачивая штурвал в сторону левого борта. Нос начал отворачивать вправо. Слежу, чтобы до подхода к причалу корма и нос были в одной плоскости. Нейтралка.
- Видишь свое швартовное устройство? Какой швартовый конец будешь кидать?
- Левого борта.
По инерции яхта медленно продолжала идти кормой к причалу. Нос и корма красиво стали. Совсем немного остается до кранцев понтона и даю резкий вперед. Секунда и снова нейтралка. Штурвал в ДП. Яхта остановилась, немного касаясь кранцев. Хватаю левый кормовой швартовый канат и забрасываю на битенг. Руки дрожали после всего и Даша, стоящая на причале, помогла немного поправить канат. Вытащив его конец, который упал в воду, я зафиксировала канат на кормовой утке. Крюк в руки. Муринг. И нос стоит. Яхта пришвартована.

И остается Олег. 11:30 - последняя швартовка кормой на экзамене:


Когда Олег с первой попытки закинул швартовый канат на битенг, Артур сошел с Наны на причал со словами:
- Нууу, человек смотрел на четыре мучительные попытки, поэтому нормально.
- Швартуйте полностью, - доносится голос Славы с другой яхты, куда ушел Артур для отчета.

После швартовки кормой, мы быстро сдали узлы. Только Галина и Костя запутались в одном узле, но сами же и исправились.
- Обед или продолжим? - спрашивает Слава у нас.
- Лучше сразу отстреляться и забыть, - говорит Костя.
- Давайте сразу напишем.
- Тогда отправляйтесь в класс, мы вас догоним, - и Слава с Артуром уходят в сторону.

12:40 - в классе мы судорожно еще пытаемся что-то повторить, пока собираются инструкторы.


Первым подходит Слава и раздает всем экзаменационные билеты. Вопросы похожи на те, что мы разбирали накануне, поэтому процесс написания пошел быстро. И в 13:30 все написали.


После вернулся и Артур. И уже вдвоем со Славой они по очереди вызывали каждого сдавать по 10 карточек с огнями.
Напоследок мы прослушали ужаснейшую запись прогноза погоды. Зная, что так идет и прямой эфир, мы были готовы и что-то да написали.
- Все сдали билеты?
- Да.
- Свободны.
- А когда будут результаты?
- Встречаемся после обеда на Виктории, к этому времени проверим.

На часах 14:00 - гуляем. Немного расслабившись после экзамена, не сразу хотелось и кушать идти. От переживания желудки скрутились. Погода комфортная, ясная. Мы решили все вместе прогуляться по набережной. Вполне возможно последний раз.




Hotel Princess. В этом отеле останавливались Костя с Дашей и Галина вроде один раз была. Не сильно хорошие отзывы у них были по нему, но эту ночь они, похоже, проведут тоже здесь, а не на Вики.


Мы дошли до крайней точки набережной, походу пытаясь найти место, где пообедать. Но на самой набережной были только мелкие заведение. Даша что-то купила себе и мы повернули назад. Проходя мимо основной достопримечательности Бара - Дворца короля Николы (1885 год) - мы наконец решили туда зайти. В музее хранятся различные исторические и археологические предметы, флаги, фотографии членов королевской семьи, коллекция оружия и медалей. Здесь находится одна из самых больших в Черногории библиотек. Однако музей был закрыт и работала только сувенирная лавка. Покрутившись там, что-то купили по мелочи и ушли. А ведь еще можно было прогуляться по дворцовому парку.




На территории дворца-музея. Корабельный гребной винт.


И только к 15:00 мы решаемся все же остановиться и пообедать. В ресторане в ожидании заказа.




Блюдо Олега.


Моя рыба. Очень вкусная, но не помню, как называется.


Обед вышел на 23,50 евро - два блюда с пивом. Потом еще мы скупились на 35 евро в супермаркете, скушали мороженное по 0,5 евро и купили сувениров на 26 евро.

К 16:00 возвращаемся на яхту Виктория, а тут нас оказывается уже заждались.
- Где вы ходите?
- Неужели вам не интересны результаты? - удивлен Артур.
Слава собирает всех в кают-компании и толкает речь, начиная с рекламы своих походов и вручая визитки с предложением маршрута на Новый год. Поздравляет и разъясняет дальнейшие действия. Сдали все. Теоретическую часть, Слава сказал, лучше всего написали Даша и я. Ну хоть здесь без лажи, как на практике.


После Слава каждому вручает зачетные бланки с нашими паспортами.




И уже через 20 минут официального поздравления мы перешли к неофициальному. Уж извините, тетя Лена, но праздновать мы будем на корме Виктории. И да, мы помним про сухой закон в школе :)






К 6 часам вечера возвращаются после путешествия по набережной Черногории яхты Плюс-Минус и Мурка. Завидев их еще при входе в марину, Слава встрепенулся - Нана стоит не на своем месте. Мы все поставили кружки на маленький столик в кокпите Вики и побежали помогать переставить Нану. Для этого, оказалось, было достаточно просто снять муринги с носа и перетянуть яхту кормовыми канатами на новое место, не включая двигатель.
Плюсик заходит на швартовку между нами и уже занявшей свое место Муркой. Ученики, замученные и загорелые, рады снова вернуться в Бар.


Солнце садится, а мы всё сидим и болтаем ни о чем. Больше всего говорит Костя. Рассказывает, как он планирует брать яхту в Таиланде и как оформить такую страховку, чтобы даже в случае потопления яхты не оказаться в минусе.




Вскоре к нам присоединяются инструктора - Денис и наш любимый волк Олег Самойлов :) Инструктор Андрей к нам наведывался как-то набегами и уже после захода солнца.




Разошлись около 12 ночи. Последняя ночь на яхте. Я еще долго не могла уснуть. Завтра домой. Экзамен сдан, документы получены. Сертификаты IYT пришлют через месяц. А я всё еще разбираю ситуацию с посадкой на муринги. Смогла бы я сама вырулить из сложившейся ситуации?
Под конец двухнедельного практического обучения у меня всё еще оставалось два страха и я не знала, как из этого выпутаться, если рядом не окажется инструктора, - это сесть на муринги и перепутать швартовые, которые следует отдать в последнюю очередь. Теперь я знаю, что делать в такой ситуации. Выводы:
1. Ветер. При отходе от причала и швартовке следует помнить о ветре и учитывать его направление. Ветер в левый борт, последними отдаем швартовые левого борта. Ветер в нос - последним отдаем носовой муринг. И так далее.
2. Скорость. Яхта ужасно неповоротлива, если не набрана скорость. Чтобы она отреагировала на поворот штурвала и пера руля под водой, нужна скорость. У меня при отходе она была малой для того, чтобы вырулить влево после того, как я потянула сильно канат вправо. Этим последним действием я дала яхте больше инерционного движения, чем потом ход вперед на двигателе.
3. Муринги и двигатель. Если есть опасность зацепить муринги под водой - близко к ним идет яхта - срочно нужно выключить двигатель. Опасность - накрутить канат на винт, что может привести к его разрыву и повреждению яхт.
4. Длинный канат и отпорные крюки. На яхте всегда должны быть два исправных отпорных крюка и запасной длинный канат. С помощью крюков можно оттолкнуться от яхт и уйти от их мурингов, а длинный канат, заброшенный на берег, послужит спасению яхты с ловушки.
Море не любит халатности.

Обучение в яхтенной школе Олега Гончаренко завершилось. Осталась последняя половина дня до вылета домой.

Дальше будет...


Tags: Бар, Черногория, еда, итоги, путешествия, фото, яхтинг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments