ankasun (ankasun) wrote,
ankasun
ankasun

Яхтинг 2015. День 15-й. Прощальный

В 7 утра зазвонил будильник. Не смотря на то, что поздно легли, мне не спалось. Еще столько всего необходимо сделать до отправления в аэропорт. Выйдя на палубу яхты Виктория, я поймала инструктора Андрея. Накануне вечером он пообещал отвезти нас в аэропорт, а сейчас собирался туда ехать кого-то встречать. Андрей - палочка-выручалочка школы, если нужен автомобиль.
Я пошла умылась и приняла душ. Душевые марины Бара мне не понравились. Яхта для меня стала маленьким домом и даже душ принимать хотелось здесь. После включила чайник и сделала себе кофе.
Что же приготовить на завтрак? Вечером во время посиделок на палубе и неофициального празднования нашей успешной сдачи экзаменов на получение сертификата IYT мы съели всё, что можно было съесть.
Брат еще не проснулся. Мы были одни на Виктории, что не могло не радовать. Костя с Дашей и Галина решили последнюю ночь провести в отеле. А я бы не прочь еще недельку так пожить на яхте, только в более расслабленном темпе, чем две недели интенсивного обучения. Мне на берегу хуже, чем на яхте, - укачивает :)
Солнце, встающие из-за черных гор, радует очередной хорошей погодой. Хочу в море, хочу купаться. Андрей говорил, что где-то рядом это можно сделать. Но лучше сходить на разведку. Волосы уже высохли, беру фотоаппарат и отправляюсь на изучение последнего причала, расположенного за нашим. По вечерам оттуда доносился какой-то шум и металлический гул грузовых и рыболовецких судов, а днем на этом причале сидели рыбаки с удочками, которых мы пугали швартовками кормой. Наблюдая это всё со стороны, любопытство наконец побеждает. Вооружившись фотоаппаратом и включив режим фотографа, фотающего каждую букашку ради уникального кадра, я пошла на изучение местности.

3 октября 2015 года, суббота, марина Бара, Черногория.


Наш ряд - Виктория, Плюсик, Мурка и Нану уже не видно. Все спят. Суббота для яхтенной школы - день отдыха, переездов с яхты на яхту и новые знакомства.


После экзамена муринги, уходящие с носов яхт на глубину залива, уже не так пугают. Нос Плюсика.


Красное судно с белой полосой по корпусу на выходе из марины служило нам ориентиром на экзамене.


А вот и моторная яхта, с которой кричал нам ругательства старик, когда мы чуть не сели на ее муринги во время экзамена. Теперь она кажется не такой уж и крутой. Коробка, как коробка. Парусные суда поинтереснее будут.




Палуба Виктории.


И сонная Нана.


На Плюсике с салона на палубу вышел Олег Самойлов, держа в руках чашку с эмблемой школы:
- Доброе утро!
- Доброе!
- Олег, а не подскажешь, что на том причале? - и указываю в сторону последнего причала с рыбацкими судами.
- Рыбаки, - скучно отвечает инструктор.
- А рыбу у них купить можно?
- Не знаю. Я туда не ходил.
- Я видела, что они там сети разбирают, может у них можно купить что-то из морепродуктов.
- Почему бы и не узнать, - подтолкнул меня Олег и ретировался снова в кают-компанию Плюсика.
Ну ладно. Разведка, так разведка.

Между причалами G8 слева и G7 справа. Прямо и чуть правее - выход из марины.


Ряд парусных красавиц на причале G8.


Парусная яхта на ремонте. Можно использовать как учебное пособие. А киль оказался и не такой большой.


На задворках марины Бара.




Рядом с мариной расположен порт Бара. Один из основных портов Черногории. И паром черногорских линий.


Вода в порту. Камни, водоросли. Цвет красивый, но купаться здесь я побоялась.


Выход из порта. Здесь любят стоять рыбаки с удочками и утром их еще можно застать.


И вот я сворачиваю на рыбацкий причал. Мимо меня в глубь его проехал белый фургон по типу того, что мы видели на набережной при разгрузки рыбы для ресторана. Одно судно разбирает сети и уже завершает погрузку рыбы по ящикам и в машину. На втором судне что-то ремонтируют. На третьем убирают. А впереди, где остановился белый фургон, видно несколько мужчин, человек 6, и ряды белых ящиков. Запах рыбы ударил в нос. Мужики - высокие, грязные, бородатые, в резиновых сапогах и комбинезонах - рыбаки. Сгружают ящики с рыбой в белый фургон и другую машину, что подъехала следом. Все пока очень заняты и задавать свои глупые вопросы я не стала. Но кто-то из рыбаков, завидев у меня в руках фотоаппарат, зацепил меня указывая на ящики с креветками. Я улыбнулась, ничего не понимая, и пошла дальше, типа по своим делам.


Причалы G7 и G8 теперь с другой стороны.


Желтый баннер Welcome на нашем причале был одним из ориентиров во время отработки швартовки кормой.


Зеленый маяк на выходе из марины - латеральный знак, служит для обозначения сторон фарватера.


А на том берегу видны Дворец Николы и отель Princess, в номерах которого еще спят Костя, Даша и Галина.


Отражение солнца на воде указывает на вход в марину. На той стороне заметен красный полосатый маяк ограждения фарватера марины и заправочная станция.


Покрутившись еще немного неподалеку зеленого маяка и прыгая по большим валунам, ограждающим марину, я не нашла, где можно было покупаться. Решаюсь таки узнать на счет креветок у рыбаков и возвращаюсь назад.

Рыбацкий причал. С одной стороны - лодки. Одни - новенькие, вторые - заржавевшие груды металлолома, третьи - рабочие лошадки. Dejana, Vesna, Stefan, Jadranka - встречаются названия судов. С другой стороны - металлолом, порванные сети, забытые шлепки, тряпки и драные резиновые сапоги. Картина мне напомнила обычный гаражный кооператив, где хозяева - мужчины, и им все-равно как выглядит их царство. Женщинам здесь не место. Рыбаки искоса поглядывали на меня, когда я проходила мимо их судов и пыталась заглянуть во внутрь. Это очень интересно. Вон на столике управления катера стоит грязный стакан с зубной щеткой и пастой. Некоторые там даже живут. Грозные взгляды мужчин, к сожалению, не дали мне возможность сделать пару фоток их быта. Да, я испугалась :) И побежала к тем рыбакам, которые возились с белыми ящиками.


А вот и практика по знакам. Судно с механическим двигателем, занятое буксировкой. Но не в данный момент, естественно. Об этом говорит ромбовидный знак. При этом длина буксира превышает 200 м. Это правило 24(a)(v). Рядом висит еще один интересный знак, который указывает на судно, ограниченное в возможности маневрировать. Это правило 27(b)(ii). Инструкторам кстати было бы неплохо провести экскурсию ученикам по причалу для ознакомления со знаками и строением яхт. Самойлов кстати подводил нас к яхтам на ремонте и немного рассказал о корпусах и расположении киля, винта и пера руля. Но это было как-то на бегу.


Ну и наконец креветочки. Еще что-то осталось и, долго не церемонясь, спросила по-русски:
- По чем?
- Мали - 7, велики - 10 евро.
- За кило?
- Да.
И я побежала на яхту за деньгами и пакетом. Тут и торговаться не хотелось, так как обычно в магазинах стоимость больших креветок 12-15 евро за кг. Хотя, думаю, что торг уместен.




На часах 8 утра и я боялась, что рыбаки могут быстро собраться и уйти. Они всё складывали и убирали за собой на момент, когда я спрашивала цену. Поэтому быстро заскочила на Викторию, нашла кошелек и один из пакетов, которые мы с Дашей хранили на случай морской болезни во время перехода в Италию. Подойдет.
- Ты куда? - брат проснулся от шелестения пакетов.
- На рыбалку. Креветок хочешь?
- Хочу.
- Ну я побежала.
Рыбаки отсыпали килограмм креветок и еще с горкой положили мне в пакет. С уловом я вернулась на Викторию и Олег помог сварить первую кастрюлю.

Пока в ожидании готовности креветок. Солнце уже поднялось выше над горами.


И вот он - настоящий завтрак яхтсменов и новоиспеченных капитанов, он же может быть и обедом и ужином. И в Люта для этого плыть не надо. А то я думала, что свежие креветки в Черногории можно купить только там. Ан нет. Вот, рядом, за причалом G8.


На запах со своей кружкой пришел голодный волк Самойлов:
- Тук-тук-тук, можно к вам?
- Конечно, Олег, заходи, угощайся.
- О, креветочки. С удовольствием :) Где покупали?
- У рыбаков, что я вам говорила, напротив нас. У них и рыба есть и цена нормальная.
- Сколько я здесь работаю, а это уже 3 года, и не знал, что рядом у рыбаков можно купить креветки. Как-то не доходил туда.
- И никто туда не доходил?
- Вроде нет.
- Теперь будете знать :) Жаль, что мы узнали об этом рыбном месте только в день отъезда, - жалею я и ставлю вторую кастрюлю креветок на плиту.
Вскоре Олега заменяет Слава:
- Доброе утро!
- Доброе, заходите, угощайтесь креветками.
- Где взяли?
- Наловили здесь рядом :)
Через некоторое время кричит "доброе утро" Костя и спускается в кают-компанию:
- О, креветочки. Где взяли?
- На соседнем причале. Угощайтесь :)
В кают-компанию спустились Даша и Галина:
- Что приготовить на завтрак?
- Я думаю, нам уже ничего, мы креветками неплохо позавтракали, - отвечаю, отмывая плиту от накипи и брызг креветочного бульона.
На палубе послышались шаги и Слава выбежал. Кто-то приехал. Все инструктора школы еще в прошлую субботу ожидали приезда самого Олега Гончаренко. Теперь потянулся слух, что он приедет в эту субботу, из-за чего на причале началась какая-то суматоха. Снова шаги по палубе. Незнакомые люди. Изучают сломанный и сваренный гик Виктории. Это главное событие прошедших двух недель.
В кают-компанию спустился мужчина средних лет, очень загорелый и с широкой улыбкой поздоровался за руку со всеми нами. Я в этот момент мыла посуду и еле успела вытереть руку об полотенце, когда он мне ее легко пожал. Мужчина не представился, но я узнала его. Юрий Пугач - директор киевского филиала Школы Олега Гончаренко и отец Юлии Пугач, с которой я общалась, записываясь на обучение. Положительный человек. С ним тоже хотелось бы походить по морям. Точно также как появился, также быстро он убежал наверх.
Мы ошеломленные таким движением на причале G8 решили узнать, что происходит. Убрав постельное в своей каюте и сложив его в мусорный пакет, я вышла на палубу, чтобы оставить пакет на причале. Услышала обрывок разговора:
- Новые ученики прибыли... Обучение на инструктора... Они уже профессиональные яхтсмены, теперь хотят стать инструкторами...
Артур о чем-то таком рассказывал. Он сам был стажером и от наших результатов экзамена зависела его дальнейшая судьба как инструктора. Надеюсь, наш казус во время экзамена не повлияет на его дальнейшую работу.

Пока брат курил на причале, я успела убраться в каюте и собрать две сумки. Складывать вещи за двоих - это еще тот гемор. Под конец я вспотела и была на грани взрыва, так как понимала, что к уборке яхты Виктория так никто и не преступал. А всё, что я успела сделать к 11 часам, - это пройтись по кухне, аккуратно сложить в рундуках всю оставшуюся еду, выкинуть испорченное, перемыть посуду, которую потом всё-равно запачкали, и убрать в своей каюте. Всё, ребята, остальное - на вас. Галина отправляется домой в Прагу только на следующий день, а Костя с Дашей остаются еще на 5 дней обучения управлению моторной яхтой. У них чуть больше времени для того, чтобы привести яхту Викторию в порядок перед заселением новой команды учеников с Мурки и Плюсика.

Наш самолет в 14:10. В аэропорту мы планировали быть к 12, но Андрей немного запаздывал. Да и уезжать не хотелось.
- Ну что, готовы? - заглядывает к нам Андрей где-то в 11:30, когда мы присели на дорожку в кают-компании Виктории.
- Да, готовы. Только можно еще фото вместе с тобой сделать? А то вчера мы тебя так и не выловили.
- Конечно.
Фотографировал кто-то из инструкторов. Поймали, когда проходил мимо. Фотка получилась замечательная. Кают-компания яхты Виктории и мы: Костя, Даша, Галина, Олег, я и инструктор Андрей - гуру морских узлов.


После этого мы быстро собрались, взяли сумки и еще пару минут постояли на причале, прощаясь.
- А куда все инструкторы подевались? Только что ведь бегали все здесь.
- Совещание у них по поводу ново прибывших, - отвечает Андрей и берет одну из наших сумок.
- Удачи!
- Давайте как-нибудь соберемся и вместе пойдем на парусах в Таиланде, - предлагает Костя.
- С удовольствием! Пишите! Пока!
- Пока!
Помахав на прощание нашей команде, мы берем сумки и пакеты с мусором, которые я успела забрать с двух туалетов и кухни Виктории. Машина Андрея были припаркована сразу при выходе с причала и там мы избавились от мусора, выкинув его в контейнеры.
На выезде с марины я вспомнила про брелочки в виде кранцев. Купив только один, у меня появилось желание еще парочку взять в качестве сувенира для друзей. Андрей остановил машину и я побежала в магазин Sipa, где взяла не два, а три таких кранца. После мы помчали по дорогам Бара.

Неохваченные нами достопримечательности Бара мелькали в окне.


Сам город Бар был похож на маленький крымский городок у моря. Здесь уютно. И почему погода такая хорошая. Уж лучше бы дождь шел, а так аж слезы навернулись, что мы уезжаем.


По дороге мы видели не мало интересных горных поселков. Днем здесь всё выглядит не так страшно, убого и разбито, как в темное время суток, когда мы сюда только приехали. И вид даже красочный, европейский и ухоженный. Здесь захотелось жить. А то всё Азия, да Азия :)


По дороге разговорили Андрея. Он рассказал, как сюда переехал работать яхтенным инструктором в школу Олега Гончаренко, как он раз в месяц ездит на границу Черногории и Албании переоформлять визу и документы на машину с российскими номерами, рассказал про семью, которая осталась в Москве. Мы с интересом слушали, с чем приходится сталкиваться здесь русским. Так, например, аренда квартиры в Черногории обойдется в 250-350 евро в месяц. Еда, как мы сами удостоверились, не так уж и дорого обойдется. За 2 недели на еду мы потратили что-то около 400 евро, но в принципе мы не жалели денег на обеды и ужины в ресторанах. В плане еды можно быть чуть поскромнее.

С каждым километром, отдалявшим нас от Бара и марины, мне хотелось всё больше остаться жить в Черногории. Я даже нашла себе работу - пустые рекламные конструкции вдоль дороги и убогие торговые центры. Да здесь в этом плане конь не ходил, а моя лопата на моей текущей работе такая, что я готова всю Черногорию перекопать :)

Тоннели сквозь горы и ровные дороги. У нас такое не увидишь. Дороги здесь - мечта.


Проезжаем Скадарское озеро.




12:35 - Аэродром Подгорица. Вот и всё. Пытаемся еще как-то радоваться и улыбаться, хотя грустно на душе.


Андрей с нами попрощался и мы разошлись, он - в терминал прибытия, мы - в терминал вылета. Получив посадочные и сдав сумку, нас не сразу пустили в международную зону. Поэтому мы взяли два пива и сели за столик. А тут и Андрей гуляет. Еще немного посидели поболтали и вот уже точно всё.
- Пока-пока!
- Пока.
На самолет идти мы не спешили и заходили на борт одни из последних. В 14:10 самолет взмыл в небо, а под нам распростерлись горы.


Через каких-то 2 часа мы уже пролетали над стамбульским ТЦ Aqua в Йешилкёе.


Следующий самолет у нас будет только на следующий день в 12 часов. Надо где-то провести ночь. В Турции удобно, что украинцев пускают без виз. Прилетел, вышел из аэропорта и пошел гулять до следующего рейса. Мы так и сделали. Сначала думали воспользоваться услугой бесплатного поселения в отель для трансферных путешественников, летящих Турецкими авиалиниями. Но открыто мы не нашли, где это можно было оформить. Тогда отправились знакомым маршрутом сначала на метро, потом на трамвае Т1 до станции Беязит, где Гранд Базар расположен. А там я уже сориентируюсь. С поездки в мае этого же года я приметила два-три отеля на улице Tiyatro. Там и поищем.

Оказавшись в знакомом месте, мы долго не гуляли и не перебирали, а зашли в первый же отель Alpinn Hotel.


Поторговавшись с рецепционистом, пугая его тем, что мы еще вниз хотим погулять присмотреться, он скинул цену на 10 евро и дал нам номер за 60 евро с видом на улицу Тиятро и завтраком, разрешив угоститься конфетами из вазы на стойке.


Номер был шикарен, просторен, как я люблю, в строгом стиле и без лишней мишуры и хлама. Холодильник есть, чайник есть, пароль от вай-фая дали. Что еще нужно путешественнику.


Устроившись в номере, мы пошли потом гулять вниз по улице Тиятро. Там я знаю пару магазинов, где можно купить дешевле пиво Efes и просто сказочную пахлаву. В итоге наш ужин выглядел подобным образом: копченые куриные крылышки в остром соусе, колбаса с оливками, сыр гауда, 8 банок пива Efes, турецкие семечки и конечно же пахлава.


Из всего этого у нас осталась только одна упаковка семечек, которую взяли с собой в ручную кладь. К нашему удивлению, во время прохождения всех контролей безопасности и посадки на самолет семки у нас никто не требовал выложить из сумки. Давно летаю и замечаю, что некоторые люди умудряются свою еду проносить на борт самолета. Но надо учитывать, что не всё считается едой. Так, допустим, с фруктами могут не пустить, а воду во многих аэропортах сразу заставляют выкидывать.

Всю ночь в кровати меня качало, как на яхте. Проснувшись среди ночи по нужде я сразу не могла понять, где я, и вставала с кровати, скукожившись, чтобы не удариться головой о потолок яхты. Встав в полный рост и заметив перед собой окно, я поняла, что нахожусь в номере отеле. Но к туалету шла, шатаясь, как при ходе яхты на легком ветру без крена.

Выспавшись, утром мы пошли на завтрак. Отель порадовал своим фуршетом и обслуживанием. Официанты смотрели, что мы взяли мало еды, и сами наложили фруктов на тарелку, которую поставили перед нами на стол. А кофе с утра, как закон.


В воскресенье 4 октября 2015 года в 15:30 мы были дома, в Днепропетровске, и разгребали сувениры:


Самое классное из сувениров - это чашки с логотипом школы (спасибо тете Лене и Олегу Самйолову, что побеспокоился), наши учебные шкертики, брелок в виде кранца и ручной работы подставка для чего-либо на морскую тематику. Ну и конечно магнитики. Удалось в аэропорту Подгорицы найти дорогие, но хорошего качества варианты.


А уже в понедельник на работу и полная ностальгия за прошедшими двумя неделями незабываемого путешествия.
- С возвращением! Как отдохнула? - интересуются на работе.
- Это был не отдых, это была тяжелая работа, как физически, так и для мозга. Но приятная :)


Яхтинг - это один из потрясающих видов отдыха, дающих возможность путешествовать так, как это было в далекие времена, во времена парусов.
Паруса - это романтика, которая останется в твоей душе навсегда.
Обучение яхтингу - это хоть и тяжелая работа, но бесценный опыт. В ходе обучения можно открыть для себя новые возможности и скрытые потенциалы своего тела и мозга. Начинаешь воспринимать многие вещи иначе.
Я рада, что испытала подобный опыт. Но теперь так загорелась яхтингом, что хочу еще. Пыл брата наоборот поутих. Даже у таких стойких подобный двухнедельный интенсив вымотал все силы.
Не смотря ни на что, впечатления остались только приятные. И спасибо за это Олегу Гончаренку, Сергею Акатьеву, Юлии Пугач, Олегу Самойлову, Вячеславу Токареву, инструкторам Андрею и Артуру, тете Лене, нашей команде конечно же - Галине, Косте и Даше, девочкам-ученицам, что были перед нами, ученице Наташе, что была после нас, и всем, кто был рядом и помогал в сложных ситуациях или просто говорил тебе "доброе утро!". Причал G8 самый дружный!

Яхтинг доступен всем! Вместе с яхтенной школой Олега Гончаренко.

Мы капитаны!!! Ура!!!

С математикой по этому путешествию можно ознакомиться в первой заметке - Яхтинг 2015. Обучение. Начало - Теоретический курс

Наши путешествия на этом не заканчиваются. А пока идет время, можно изучить еще одну интересную тему для яхтинга - астронавигацию. И снова перечитать книги Жюля Верна "Таинственный остров", "Пятнадцатилетний капитан", "Дети капитана Гранта", "Вокруг света за 80 дней" и "20 тысяч лье под водой".

Дальше будет...


Tags: Бар, Черногория, еда, итоги, отель, путешествия, самолет, фото, яхтинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments